Новости
7 апреля 2018, 04:00

Елена Соловова: «Where thereʼs a will thereʼs a way — когда есть желание, найдется и возможность».

На днях в САФУ завершилась конференция «Американистика: региональная культура в глобальном мире». В качестве эксперта на нее была приглашена профессор, доктор педагогических наук, директор департамента иностранных языков НИУ ВШЭ (Москва) Елена Соловова. Она также является автором и разработчиком основных концепций и методик, существующих в нашей стране в области обучения иностранным языкам, государственных стандартов, программ, учебников и пособий ЕГЭ.

— Елена Николаевна, близятся школьные выпускные экзамены. Что ждать педагогам, школьникам и родителям? Ужесточились ли требования, усложнились ли задания по английскому языку?

— Нет, совсем не ужесточились, и более того, вот уже много лет подряд мы практически не меняем формат ЕГЭ. Я вспоминаю то время, когда это все начиналось — каждый год в ЕГЭ появлялись какие-то новые задания, менялись шкалы оценивания. На самых ранних стадиях развития экзамена неожиданностей и стрессов было гораздо больше. А сейчас некая стабильность, которая настолько устоялась, что возникает вопрос: не пора ли ее менять? Но пока не будет введен ЕГЭ по иностранному языку как обязательный, не предполагается увеличивать стресс ни для учителей, ни для учеников. То есть пока все остается практически без изменений.

— ЕГЭ по английскому языку сдается в два этапа: первый — тестовый, второй — устный. Расскажите, пожалуйста, об особенностях современного экзамена.

— Устная часть, по сравнению с ранними годами, ЕГЭ сейчас гораздо проще. Когда единый госэкзамен только начинался — это был интерактив с собеседником, задания предлагались трудные, и их нужно было выполнять перед лицом экзаменатора. А сейчас происходит опосредованное общение с компьютером, что для современных детей намного легче, и условно коммуникативные задачи не такие сложные, поэтому подготовиться к этой части не трудно.

— Вы говорите, что задания и сам процесс сдачи экзамена заметно упростились. Но ведь и возможностей изучать иностранные языки сейчас намного больше. Судите сами: открытые границы, путешествия, доступность книг и фильмов на языке оригинала, Интернет… Разве это все не способствует повышению уровня знаний английского языка среди школьников?

— Нельзя сказать однозначно «да» или «нет», потому что неплохо было бы провести какие-то серьезные социологические исследования по данному вопросу. Но сегодняшние школьники, могу сказать, хорошо подготовленные дети, во всяком случае, те, которые сознательно выбирают экзамен по английскому языку. То есть тот, кто не владеет зыком, этот предмет и не выберет. Или это мотивированные школьники — хорошо иностранным языком они не владеют, но хотят поступить в университет, где этот экзамен обязательно нужен. Возможно, они не имели каких-то объективных или субъективных возможностей освоить язык, это как раз эти дети достигают больших успехов в будущем. Что касается открытых границ и глобального мира — большое количество возможностей совершенно не означает, что в них есть потребность. Например, люди могут жить в Москве и быть коренными москвичами, но ни разу за всю жизнь не сходить ни в один музей или театр. А есть люди — приедут в столицу на два дня и за это время освоят просто невероятное количество достопримечательностей и возможностей Москвы. Те же выводы могу сделать, основываясь на опыте общения с детьми, объехавших, в силу материальных и иных возможностей родителей, весь мир. Как говорят, не всегда в коня корм, и наоборот, те, у которых таких возможностей подчас нет — не благодаря, а вопреки! Они себе сами находят путь. Я хочу ответить английской пословицей: «Where there?s a will there?s a way» — когда есть желание, найдется и возможность. А если нет желания, никакие возможности, выложенные на тарелочке с голубой каемочкой, никому не впрок.

— Поговорим о современных учителях. Насколько они готовы к новым формам работы?

— В целом, я хочу сказать, учительство наше достаточно грамотно. Причем, в небольших городах, где у людей не так много возможностей получить работу с языком, как раз в школе работают очень мотивированные, очень грамотные педагоги. Но проблема еще остается, потому что учителей в вузе не всегда готовят к новому формату обучения языку в школе. Вот собственно конференция «Американистика: региональная культура в глобальном мире», на которую мы приехали в САФУ, говорит том, что и вузы понимают это. И система повышения квалификации, и сами учителя готовы учиться дальше. А университеты, как такие очаги новой мысли, готовящие будущих преподавателей, предоставляют учителям такую возможность. Мы приехали на этот семинар, потому что тоже считаем это своей обязанностью. Мы знаем, как надо подготавливать кадры, и если у нас есть некое знание, им обязательно надо поделиться. И дальше уже учителя могут быть диссеминаторами этого нового знания и могут учить своих коллег в школах. Но в целом я совершенно не хочу критично говорить о наставниках, они тоже разные, как и ученики. Есть, которые выучили что-то тридцать лет назад в вузе и то, что знают, то и несут. Но основная масса преподавателей — это люди, для которых учительство не просто профессия, а призвание. И они понимают — если ты что-то достиг, что-то знаешь и остановился, ты невольно покатишься вниз. Для того чтобы оставаться на какой-то высоте, надо постоянно над собой работать, ведь остановка — это начало конца. Очень хочется верить в то, что учителя критично относятся к себе, ответственно воспринимают свою профессию.

– Что дают вам, именитому порфессору, доктору педагогических наук, втречи с обычными школьными учителями?

— Ну, во-первых, всегда интересно посмотреть, что происходит в регионах, потому что надо иметь полную картину. Идет взаимообогащение: мы даем что-то людям, а в ответ нам задают какие-то новые вопросы, приводят новые аргументы. А во-вторых, профессия, вообще любое знание существует только в двух формах — это когда ты его добываешь и когда ты им делишься. Поэтому у нас есть такая полушутка-полуправда: если хочешь что-то выучить хорошо, начинай учить этому других. Поэтому когда ты рассказываешь людям, как это делать, глубже понимаешь сам, то, чем занимаешься, и как это делать достойно… А учителя у вас очень грамотные, вопросы, которые они задавали — это вопросы профессионалов. Мы проводим интерактивные занятия, поэтому мы видим и уровень мышления, и уровень языка. Я с полной уверенностью могу сказать, что в регионах подчас бывает лучше, чем в столичных городах, потому что работают очень ответственные профессионалы. Но учиться никогда и никому не поздно, и вот такой «кровообмен» полезен обеим сторонам.

comments powered by HyperComments

Интересное
Загрузка...









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg